Какой термостат лучше поставить на ваз 2114
Держать температуру!
ДЕРЖАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ!
Термостат — прибор простой. Но очень важный. Ошибки при его замене недопустимы.
Термостат в двигателе служит для поддержания в системе охлаждения должной температуры. Но этим его функции не исчерпываются: от простого прибора зависят и мощность, и расход топлива, и вредность выхлопа, и эффективность работы отопителя. А еще — долговечность, срок службы двигателя.
На всех вазовских машинах термостат вынесен из головки блока двигателя и представляет собой самостоятельный элемент. Сегодня мы знаем следующие его модели:
2101 — такими комплектуется вся вазовская «классика», начиная с первенца VAZ 2101. Клапан начинает открываться при температуре 80±2°, а полностью открыт при 95±2°. Отличительный признак «первого» термостата — патрубки развернуты относительно друг друга на угол чуть больше 90 градусов (фото 1 слева).
2121 — для «Нивы». По начинке практически «ноль первый» термостат. Только в силу компоновочных особенностей его патрубки расположены на корпусе под углом почти 180 градусов. Кстати, на модернизированной «Ниве» VAZ 21213 стоит термостат 2101.
2108 — следующее поколение термостатов (фото 1 в центре) — предназначено для двигателей «Самары». У последних более совершенная форма камеры сгорания и более высокая степень сжатия, их температурный режим выше по сравнению с классикой на 7°. Это улучшает мощностные и экономические характеристики машины. «Восьмерочный» термостат начинает открываться при 87°, а полностью открыт бывает при 102°. Правда, сегодня на рынке встречаются «восьмые» термостаты с температурой начала открывания клапана 85°. Объяснить это просто: качество термостатов нынче не на высоте, клапан часто открывается с запаздыванием, создавая риск перегрева двигателя. Вот и скинули два градуса. «про запас».
Патрубки термостата 2108 расположены почти как на «ноль первом», но будто зеркально по отношению к нему. Кроме того, ближе к донышку у «восьмого» есть дополнительный тоненький патрубок — для соединения с расширительным бачком (см. фото 1 в центре). Это путь для выхода из системы охлаждения пузырьков воздуха, если он почему-либо туда попадет.
2110 — конструктивно повторяет «восьмерочный», у него почти те же характеристики (циркуляция по «большому кругу» начнется при 87 или 85°). Внешне же он еще более схож (но тоже зеркально, не путать!) с «ноль первым», так как не имеет дополнительного тонкого патрубка (фото 1, справа).
На VAZ 2110 «дорогу» для воздуха проложили из тройника, соседствующего с термостатом. Последний предназначен для машин с карбюраторными двигателями (VAZ 2110 и 21111). При необходимости на них можно поставить и «восьмерочный» термостат, надо только основательно заглушить его воздушный патрубок.
Бывает, что производители этих изделий самовольно упрощают конструкцию, поэтому при покупке термостата загляните в него. В верхней части корпуса должна быть вертикальная полоска металла или пластмассы, напоминающая шторку, которая охватывает дополнительный клапан в секторе примерно 270° (фото 2). Без этой шторки жидкость хуже перемешивается, меньше и медленнее нагревает термосиловой элемент — и термостат при повышенной температуре переключается на «большой круг» с опозданием.
2112 — термостат следующего поколения — для впрысковых двигателей (фото 3). Отличается от предыдущих тем, что, кроме основной функции, еще и повышает эффективность отопителя. С этой целью у него повысили сопротивление «малого круга», вынудив тем самым охлаждающую жидкость интенсивнее протекать через радиатор отопителя. Этот термостат во входном патрубке имеет дроссельное отверстие. Переход с «малого» на «большой круг» начинается при температуре 85°. Кстати, температурный порог начала срабатывания любого термостата выдавлен на донышке (фото 4).
Перейдем теперь к датчику (фото 5) включения электровентилятора системы охлаждения. Сегодня выпускаются два поколения датчиков — двухамперные и двадцатиамперные. Причем каждое, в свою очередь, подразделяется на две категории — для классики и для переднеприводных моделей.
К первому поколению относятся датчики-ветераны ТМ-108. Поскольку они не могли непосредственно коммутировать большой ток, эту роль отводили специальному силовому реле, срабатывавшему по команде от датчика. Для классики этот датчик имел индекс 2103–3808800. Вспомним: «трешка» была первой машиной ВАЗа без постоянно вращающейся механической крыльчатки. Температура включения вентилятора — 92°, выключения — 87°.
Как уже отмечалось, у двигателя «Самары» более жесткий температурный режим. Поэтому здесь электровентилятор включается при большей температуре, чем у классики. Контакты датчика (2108–3828010) замыкаются при 99°, размыкаются — при 94°.
Датчики нового поколения не нуждаются в помощи силового реле — они в состоянии сами коммутировать ток до 20 А. Температуры их срабатывания остались прежними, а индексы — 661.3710 (для классики, каталожный номер 2110-3828010-10) и 66.3710 (для «самар» и «десяток» с двигателями 21083, номер 2110–3828010). При этом на всех моделях «десяток», «самар» и «жигулей» предусмотрено применение и нового блока предохранителей — европейского типа.
Различить их можно по цифрам, выбитым на гранях шестигранника под ключ. На датчиках нового поколения выбиты первые цифры маркировки: «661» (для классики) или «66» (для «самар» и «десяток»), на старых — ТМ-108. В любом варианте на соседней плоскости обязательно указывается температура срабатывания.
Новые датчики можно безболезненно ставить вместо старых. Наоборот — ни в коем случае! Контакты «сто восьмых» просто сгорят, не выдержав большого тока. В гипотетической ситуации — датчик отказал, а под рукой есть только ТМ-108 — придется изменить схему включения электровентилятора, введя в нее силовое реле.
Что касается впрысковых двигателей (VAZ 2111 и VAZ 2112), то у них электровентилятор системы охлаждения управляется контроллером («мозгами впрыска»). Последний измеряет температуру охлаждающей жидкости одним из своих специальных датчиков. Поэтому в радиаторах систем охлаждения этих машин датчик включения электровентилятора отсутствует.
P. S. Когда верстался номер, нам сообщили, что в конструкцию термостата 2112 вводятся изменения. Во входном патрубке теперь будет не одно дроссельное отверстие в центре, а четыре, расположенные крестом, ближе к стенкам. В этом случае при открытом клапане жидкость омывает термосиловой элемент более надежно.
Термостаты вазовских автомобилей: 2101 — слева, 2108 — в центре, 2110 — справа.
В зоне байпасного (дополнительного) клапана видна пластмассовая шторка.
Термостат 2112. Так выглядит дроссельное отверстие «малого круга».
На донышке термостата указана температура начала срабатывания.
Датчик включения электровентилятора системы охлаждения.
Меняем термостат на ВАЗ 2114 своими руками
До тех пор, пока автомобиль работает исправно, автовладелец не задумывается о том, что происходит под капотом. Но в какой-то момент двигатель машины вдруг начинает перегреваться без видимых причин. Чаще всего это означает, что термостат вышел из строя. О том, что это за устройство и как произвести его замену на автомобиле ВАЗ-2114, мы и поговорим в этой статье.
Назначение устройства
Термостат для автомобиля ВАЗ-2114
По сути, термостат — это большой клапан, задача которого пропускать (или, наоборот, — не пропускать) охлаждающую жидкость в радиатор автомобиля. Когда двигатель машины только-только запустился, он некоторое время остаётся холодным, как и охлаждающая жидкость. В этот промежуток времени клапан термостата закрыт, так что охладитель направляется по так называемому малому кругу. А когда температура двигателя достигает 90°C, клапан в устройстве автоматически открывается, и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу и поступает в радиатор. Благодаря такой схеме работы температура двигателя держится на постоянном уровне, а его перегрев исключается.
Причины замены
Как уже было сказано выше, термостат — это клапан, а следовательно, он может заклинить в открытом, закрытом или промежуточном положении. Это и есть основная причина замены термостатов на ВАЗ-2114, причём каждый случай заклинивания устройства опасен по-своему.
- Если клапан термостата заклинило в закрытом положении, это приведёт к тому, что двигатель будет нагреваться очень быстро (особенно когда машина эксплуатируется летом), так как охлаждающая жидкость будет постоянно циркулировать только по малому кругу.
- Если клапан всё время открыт, возникает другая проблема: двигатель до рабочей температуры будет прогреваться очень долго. А в тридцатиградусный мороз разогреть двигатель будет практически невозможно, поскольку жидкость всё время циркулирует по большому кругу и просто не успевает прогреться до нужной температуры.
- Если клапан заклинило в промежуточном положении, это может привести к нарушениям в работе двигателя.
Диагностика неисправностей
Прежде чем менять термостат, нужно убедиться, что неисправен именно он. Способы сделать это перечислены ниже:
- Двигатель заводится и прогревается в течение 10 минут. Затем открывается капот автомобиля, и рука осторожно подносится вначале к верхнему, а затем к нижнему радиаторному патрубку. Если термостат в порядке, эти патрубки не будут обжигать руку и их температура будет приблизительно одинакова. Если же температура патрубков отличается настолько, что это ощущается простым прикосновением, значит, термостат неисправен.
- Двигатель заводится, после чего сразу же открывается капот, и рука подносится к верхнему радиаторному патрубку. Когда термостат исправен, этот патрубок остаётся холодным до тех пор, пока двигатель не выходит на рабочую температуру, то есть где-то 10-15 минут (в тёплое время года). По истечении этого времени патрубок очень быстро и ощутимо нагревается. Если этого не происходит — термостат неисправен.
- И наконец, самый трудоёмкий способ диагностики: устройство снимается, помещается в ёмкость с водой и термометром, после чего вода нагревается до тех пор, пока в термостате не щёлкнет клапан. Температура срабатывания клапана засекается и исходя из неё делаются выводы о работоспособности устройства (в исправном термостате клапан срабатывает при температуре 90-95°C).
Какой термостат выбрать
Для ответа на этот вопрос важно понять одно: экономить на этом устройстве категорически не рекомендуется. Неисправный термостат ведёт к перегреву двигателя. А перегрев влечёт за собой массу проблем, устранение которых может обойтись очень дорого. Есть 2 проверенные годами марки термостатов для ВАЗ-2114, о качестве которых автовладельцы всегда отзываются хорошо:
-
LUZAR (Луганский Завод Автомобильных Радиаторов).
Термостат для ВАЗ 2114 от фирмы LUZAR
Польский термостат от фирмы WEEN
Настоятельно не рекомендуется покупать для ВАЗ-2114 термостаты китайского производства (в частности, BAUTLER), также стоит воздержаться от приобретения устройств фирмы ПРАМО (Россия, г. Владимир), несмотря на то, что там установлены польские термоэлементы. Оба этих бренда хотя и работают, но не отличаются долговечностью.
Необходимый инструментарий
- Новый термостат.
- Рожковые ключи на 13 и 12.
- Отвёртка крестовая (средних размеров).
- Пустая ёмкость для слива охлаждающей жидкости (лучше, если это будет таз ёмкостью как минимум 5 литров, он без проблем поместится под машиной).
- Герметик.
Последовательность действий
- С помощью ключа на 13 откручивается воздушный фильтр.
- На радиаторе откручивается 2 болта и 1 гайка. Под одним из болтов находится отверстие, через которое охлаждающая жидкость сливается в заранее подставленную под радиатор ёмкость.
Болт сливного отверстия на радиаторе для слива тосола
С корпуса фильтра рециркуляции убраны все шланги, термостат готов к снятию
Термостат аккуратно извлекается из гнезда
Видео по теме: Как заменить термостат на ВАЗ-2114 (инжектор) своими руками
Как видно из этой статьи, поменять термостат – это задача, которая под силу даже начинающему автолюбителю. Главное, о чём следует помнить, решив заменить это устройство: экономить на нём — нельзя, так как ремонт повреждений двигателя, вызванный неисправным термостатом, обойдётся автовладельцу намного дороже.
Термостат ВАЗ 2114: что нужно о нем знать
Термостат — крайне важный элемент системы охлаждения любого авто, ведь именно он отвечает за поддержание стабильной температуры ОЖ, способствует равномерному прогреву мотора после старта и при этом — не позволяет двигателю перегреваться при долгой работе. О том, как он устроен, каких видов бывает, а также о том — как поменять термостат на ваз 2114, мы и поговорим сегодня.
Термостат ваз 2114
Принцип действия
По своей конструкции термостат — довольно простое устройство, служащее для перераспределения циркуляции жидкости по малому либо большому кругам охлаждения в зависимости от ее температуры.
Стандартный термостат 2114, устанавливаемый с завода, включает в себя следующие детали:
- корпус;
- пружина перепускного клапана;
- перепускной клапан;
- пружина основного клапана;
- основной клапан;
- патрубки;
- поршень с держателем;
- термочувствительный элемент.
Последний, собственно, и является ключом ко всей работе термостата. Так, после пуска мотора ОЖ в системе нагревается и, при закрытом главном клапане, начинает циркулировать по малому кругу, проходя при этом через термостат и нагревая чувствительный элемент (который, в свою очередь, начинает расширяться и давить на клапан).
В тот момент, когда охлаждающая жидкость достигает температуры в 87 С, клапан приоткрывается и ОЖ начинает поступать в большой круг. А при достижении жидкостью температуры в 102 С клапан открывается полностью и вся циркуляция начинает идти по большому кругу (через радиатор).
В свою очередь, после того, как двигатель машины будет выключен, а жидкость в системе станет остывать, термоэлемент начнет сжиматься и клапан под действием возвратной пружины придет в исходное положение.
Но, иногда случается и так, что по той или иной причине (износ, повреждение, заводской брак) термостат ваз 2114 оказывается заклиненным в том или ином положении. В этой ситуации возможен либо крайне долгий прогрев двигателя либо наоборот — его очень быстрое перегревание.
Последнее особенно опасно, поскольку может привести к серьезным повреждениям и даже разрушению двигателю, в результате чего потребуется капитальный ремонт.
Виды термостатов и правила их выбора
Решив выполнить замену терморегулирующего устройства, многие водители задаются вопросом — поставить импортный или отечественный термостат на ваз 2114, какой из них лучше и какой фирме отдать предпочтение.
Абсолютно точный ответ в данной случае дать вряд-ли получится, ведь каждый сам выбирает подходящие запчасти, исходя из вопроса доступности, цены и других факторов.
Скажем же о том, что можно выделить следующие 3 группы термостатов, которые подходят для 14-й и которые можно найти в обычных автомагазинах:
- Отечественные. Родные термостаты для 2114 очень легко найти в продаже, но при этом стоит помнить о том, что их качество оставляет желать лучшего — они или выходят из строя раньше положенного срока (25.000 км) или часто клинят, что может привести к перегреву мотора в пути. Именно поэтому, приобретать их в качестве замены не рекомендуется.
- Китайские. Могут иметь привлекательный внешний вид и блестящий корпус, но их общее качество заметно хуже отечественных вариантов. Именно поэтому приобретать китайские термостаты можно лишь в том случае, когда ничего другого не осталось.
- Иностранные. Несмотря на чуть большую стоимость, имеют в разы лучшее качество исполнения, благодаря чему предпочтение следует отдать именно им.
По отзывам владельцев 14-й, самыми лучшими брендовыми термостатами, обладающими при этом бюджетной ценой, являются модели от компаний Wahler, Gates и Vernet. Срок их службы зачастую превосходит 30.000 км, а поломки крайне редки.
Но что делать, если фирменных деталей найти не удалось, а выбор самих термостатов довольно широк и цены примерно одинаковы? В такой ситуации следует обратить внимание на материал корпуса. Приобретать следует лишь изделия, изготовленные из нержавейки или качественной латуни, отличить которые можно по весу, взяв в руки.
Категорически не следует приобретать изделия из цинковых сплавов, которые могут имитировать латунь или сталь, но при этом очень легки. Корпуса таких термостатов крайне ненадежны, и могут потечь не только от удара, но и от частых перепадов температуры (особенно в зимний период).
Как заменить термостат
Разобравшись с тем, как приобрести качественное изделие, поговорим теперь о том, как выполняется сама замена термостата на ваз 2114. Первое, что следует помнить в этом случае, так это то, что производить ее можно лишь на холодном авто с полностью остывшей ОЖ.
Сама же замена выполняется следующим образом:
- Установить автомашину на площадку, открыть капот и демонтировать воздухофильтр.
- Снять пробку с расширительного бачка и слить всю охлаждающую жидкость.
- Ослабить крепеж хомутов на шлангах охладительной системы и снять их.
- Открутить крепежные гайки, удерживающие корпус термостата на шпильках.
- Демонтировать термостат (если он сидит туго, его корпус нужно немного покачать из стороны в сторону).
- Удалить с посадочного места термостата следы старого герметика, после чего нанести новый герметик и положить прокладку.
- Установить новый термостат на его место и зафиксировать при помощи гаек.
- Нанести небольшой слой герметика на все патрубки устройства, после чего надеть шланги и закрепить их хомутиками.
- Подождать около двух часов (дабы весь герметик полностью схватился), после чего залить в систему новую охлаждающую жидкость.
- Завести мотор и дать ему прогреться (при этом следует оценить скорость прогревания и показатели температуры ОЖ, дабы убедиться в исправности нового термостата).
На этом замену устройства можно считать полностью завершенной.
Выполняя замену термостата, крайне рекомендуется осмотреть воздушный фильтр и, при необходимости, заменить его, а также проверить состояние всех шлангов системы охлаждения. Даже если они не текут, но имеют поверхностные трещины, их также следует заменить на новые.
Как можно видеть, выбор и замена термостата для 14-й — несложная операция, которая под силу каждому. Единственное, что понадобится в данном случае от водителя — это внимательность и аккуратность.
Полезное видео
Дополнительную информацию по данному вопросу вы можете получить из видео ниже:
Какой лучше термостат на ВАЗ 2114? Как его поменять своими руками (видео)
Термостат играет далеко не последнюю роль в функционировании системы охлаждения силового агрегата любого автомобиля. Порой может потребоваться его замена, отработав свое и требует сменщика на своей позиции.
Вообще система охлаждения состоит из нескольких компонентов, которые оказывают непосредственное воздействие на эффективную работу:
- Насос. Он отвечает за прокачку охлаждающей жидкости через рабочий контур;
- Радиатор охлаждения. Он оснащается электровентилятором. Данная пара позволяет охладить до нужной температуры охлаждающую жидкость, которая перед этим нагрелась в блоках мотора;
- Радиатор отопления. С его помощью осуществляется обогрев салона. Для этого агрегат использует энергию нагретого охладителя;
- Расширительный бак;
- Термостат.
Функции и принцип работы
Для автомобиля крайне важно отводить лишнее тепло, которое накапливается в двигателе. Для этого и предназначена в первую очередь охлаждающая жидкость.
Чтобы эту самую температуру снизить, система охлаждения «четырнадцатой» модели ВАЗа включает в себя термостат и электровентилятор охлаждающего радиатора .
Клапан, который отвечает за проток охлаждающей жидкости, расположен внутри корпус. Он, в свою очередь, имеет три патрубка:
- Входной – идет к насосу;
- Два выходных — от радиатора и мотора.
Проверка
Если вы не знаете, как проверить термостат на ВАЗ 2114, мы вам подскажем. Снимать его с автомобиля при этом не потребуется.
- Запустите мотор и потрогайте нижние патрубки, которые отходят от радиатора, своими руками.
- Они останутся холодными до того момента, когда температура мотора поднимется до 80 градусов по Цельсию.
- При достижении отметки в 85 градусов, трубки будут нагреваться, и вскоре вы почувствуете, как жидкость охлаждения двигается по контуру. Нагрев трубок достаточно интенсивный.
- Если патрубки, за которые вы держитесь, останутся холодными, клапан элемента не открылся. Это говорит, что пора разбираться как меняется термостат на ВАЗ 2114.
- Другой признак неисправности выглядит иначе. Патрубки начинают греться сразу, как только вы запустили мотор. Следовательно, клапан открылся и на холодном моторе не закрывается. Явный признак необходимости заменить термостат.
Ремонт. Да или нет?
Как правило, при выходе из строя термостата сразу речь заходит о замене элемента. Но можно ли отремонтировать его?
В принципе, сделать это можно. Но рассчитывать на результат приходится далеко не всегда. Все потому, что ремонт заключается в нанесении нескольких средних ударов по корпусу при помощи простой отвертки. Иногда это позволяет клапану открыться. Если этот метод не помог, вам не остается ничего другого, кроме как его заменить.
Какой выбрать
Прежде чем выполнить замену, необходимо разобраться, какой термостат лучше приобрести. Исходя из опыта владельцев данного автомобиля, можно предложить несколько вариантов.
- Родной. На ВАЗ 2114 устанавливают достаточно посредственные термостаты, потому менять его на такой же не имеет никакого смысла. Многие опытные водители сразу принимают решение установить аналог, даже если родной элемент исправен.
- Китайский аналог. Если вы задумались, какое устройство лучше, выбирать элемент китайского производства настоятельно не рекомендуем. По цене они близки к родным, но качество еще хуже. Экономить здесь не нужно, поскольку более-менее неплохой агрегат стоит в районе 300-400 рублей.
- Термостаты от Gates, Vernet и Wahler. Именно эти фирмы показатели себя как одни из лучших аналогов для четырнадцатой модели. Их цена в районе 350 рублей позволяет за небольшие деньги приобрести действительно качественную деталь.
Процедура замены
Перед тем как поменять термостат на ВАЗ 2114, посмотрите видео уроки , позволяющие легко своими руками освоить достаточно сложную процедуру. Невыполнимой самостоятельную замену точно не назовешь. Тем не менее, дополнительно получить знания не повредит.
Также подготовьте необходимые инструменты и материалы:
- Новый термостат;
- Набор отверток;
- Ключи на 13 и 12 миллиметров;
- Уплотнительная прокладка;
- Герметик на силиконовой основе;
- Новый тосол или антифриз;
- Емкость для старой охлаждающей жидкости;
- Патрубки системы охлаждения двигателя.
Теперь приступаем к самому ремонту.
- Поставьте автомобиль на смотровую яму. Перед началом работ двигатель обязательно должен остыть, иначе ожогов будет сложно избежать.
- Откройте капот, демонтируйте воздушный фильтр. Проверьте его состояние. Возможно, не лишним будет заменить его.
- Снимите крышку расширительного бачка, открутите пробку для слива и удалите весь тосол. Убедитесь, что она попадет точно в подставленную снизу емкость.
- На шлангах охлаждения имеются хомуты, которые нужно немного ослабить.
- Ключами демонтируйте гайки и шпильки, отвечающие за крепление. Обязательно снимите массовый провод.
- После того, как вы отсоедините шланги, немного покачайте термостат, что позволит его демонтировать.
- Очистите места крепления термостата, проверьте шланги на предмет их исправности. Часто за период эксплуатации автомобиля они покрываются трещинами, через который выходит воздух и охлаждающая жидкость. Даже если они целые, но служат на машине достаточно давно, рекомендуем заменить их на новые.
- Патрубки на корпусе нового термостата обработайте герметиком и дайте немного времени подсохнуть.
- Замените старую прокладку, вставьте на место термостат, зафиксируйте шпильки, гайки, подключите патрубки. Хомуты нужно затягивать хорошо, но аккуратно, чтобы не нарушить герметичность соединений.
- Закройте сливную пробку, после чего можете приступать к заливке новой охлаждающей жидкости.
- Заведите мотор, проверьте эффективность работы клапана вашего нового термостата.
- Убедитесь в исправности радиатора отопления, проверьте его на предмет отсутствия воздушных пробок.
На этом ремонт можно считать законченным. Если у вас есть вопросы или отдельные этапы вызывают сложности, посмотрите видео о замене термостата ВАЗ 2114, которое позволит детально изучить процедуру снятия старого элемента и установки на его место нового. На деле ничего сложного здесь нет. Просто требуется аккуратность, терпение и последовательность выполнения каждого шага.