Не работает прикуриватель ваз 2109
Предохранитель прикуривателя на ВАЗ 2109
Если раньше прикуриватель служил преимущественно в качестве устройства для прикуривания сигарет, то сегодня — это одна из наиболее редко используемых функций.
В настоящий момент гнездо прикурки в основном используют для подключения дополнительного электрооборудования — зарядные устройства, навигаторы, музыкальные проигрыватели, компрессорные насосы и пр.
Внешний вид устройства
Правила эксплуатации
Если в какой-то момент прикуриватель перестанет работать, что произойдет? Все ваше дополнительное оборудование перестанет получать питание. Как результат, вы останетесь без медиацентра, навигатора, не сможете зарядить телефон и так далее.
Есть несколько важных правил, которых рекомендуется придерживаться в процессе эксплуатации своего ВАЗ 2109, оснащенного прикуривателем.
- Не рекомендуется напрямую через прикуриватель подключать компрессоры, которыми сегодня многие подкачивают колеса в пути. Лучше подключить его непосредственно через аккумулятор. Такие устройства потребляют много энергии, создают внушительную нагрузку на электрическую проводку автомобиля. В какой-то момент она может расплавиться, либо сгорит предохранитель.
- Не пытайтесь всунуть в гнездо прикурки устройства, разъемы которых больше размера прикуривателя.
- Не подключайте металлические предметы. Также не используйте при подключении устройства, оборудование, имеющее металлические кольца на корпусе. Они не редко вылетают, что в результате создает короткое замыкание. В лучшем случае у вас быстро сядет аккумулятор.
А что за ним
Причины
Практика показывает, что существует две основные причины отказа прикуривателя на ВАЗ 2109.
Причина
Ваши действия
Искать предохранитель следует внутри монтажного блока. В зависимости от года выпуска вашей девятки, предохранитель, отвечающий на прикуриватель, обозначается F4 или F10. При его сгорании извлеките предохранитель из монтажного блока, замените новым и следите, не повторится ли ситуация. Если он вновь сгорает через время, это говорит о подкорачивании в проводке. Особенность данного предохранителя в том, что он отвечает за сразу несколько устройств, подключенных к нему. Потому проверьте состояние остальных элементов. Быть может, из-за них плавится предохранитель, а не из-за прикурки
Он может быть частично нарушен или отсутствовать полностью. Извлеките прикуриватель, проверьте, нормально ли сидят провода на клеммах, не разболталось ли устройство. Визуальный осмотр — это хорошо, но лучше все сделать точнее. Возьмите мультиметр, включите в режим вольтметра и проверьте, какое напряжение между черным и красным проводами. Если прибор показывает 12 Вольт, ищите источник неполадок в гнезде прикурки. Если напряжение отсутствует, присутствует разрыв в электропроводке.
Прикуриватели рассчитаны на определенную нагрузку, превышение которой ведет к выходу из строя агрегата. При разработке ВАЗ 2109 инженеры на тот момент вряд ли могли учесть, что прикурка будет использоваться для подключения переносных компрессоров, мощных мультимедийных центров и прочего энергопотребительного оборудования.
Не работает прикурка
Ремонт
Если поломки прикуривателя избежать не удалось, вам необходимо предпринять действия по устранению неисправностей. Для этого воспользуйтесь следующим алгоритмом действий.
- Проверьте, в каком текущем состоянии находится предохранитель, а также предохранители, соседствующие с F4 или F В некоторых случаях плавление одного провоцирует деформацию других плавких элементов.
- Если замена предохранителя желаемого результата не дала, придется разобрать прикурку.
- Извлеките прикуриватель полностью. В гнездо, расположенное на задней части узла, подключите контрольную лампочку и включите зажигание. Если лампа загорелась, это говорит о наличии электричества в цепи. Придется разобрать прикурку. Вы сумели определить, что проблема именно в нем, а не в электропроводке.
- Следует открутить крепежную гайку с задней части прикуривателя. Но предварительно зарисуйте или сфотографируйте положение контактов перед разборкой узла. Так у вас не возникнут проблемы в процессе обратной сборки.
- Открутите гайку, отогните металлический компонент от пластикового элемента, отсоедините металлические составляющие.
- Теперь перед вами слюдяная пластинка, которая выступает в роли полупроводника. Ее необходимо демонтировать.
- Далее собираем узел в обратной последовательности, только уже без пластины. Для установки прикурки придется немного поработать напильником, удалив часть металла для удобной посадки элемента.
- Разрушенный полупроводник — это наиболее редко встречающаяся проблема с прикурками на ВАЗ 2109.
- Более распространенная неприятность — это окисление контактов или скинутая клемма.
- Потому извлеките прикуриватель, визуально осмотрите состояние контактов, разъемов. При наличии подозрений на неисправность, все контакты отключите, зачистите и установите все по местам. Это касается также клемм.
- Либо другой вариант — нарушение целостности электропроводки. Не самый редкий случай, который потребует от вас прозвонить каждый провод, идущий на неисправный агрегат автомобиля. После этого можно убедиться, есть ли разрывы или короткие замыкания в цепи. Поврежденные провода меняются на новые.
Ремонтные работы
Работая с проводкой, клеммами и прикуривателем вообще, обязательно соблюдайте меры безопасности. Ремонт электрики на машине сопряжен с потенциальным риском, потому четко следуйте инструкциям или поручайте работу профессионалам.
Ремонт прикуривателя ваз 2109
Если не работает прикуриватель ВАЗ 2109 — основная неприятность редко состоит в том, что в автомобиле нечем зажечь папиросу. Сейчас мало кто об этом помнит, но идея появления прикуривателя в кабине состояла в том, чтобы дать возможность водителю зажечь папиросу одной рукой, держась второй за баранку. На ходу зажигать спички двумя руками считалось просто опасным. Теперь курящих автолюбителей сильно поубавилось, а у тех, что остались, как правило, есть зажигалки. Прикуриватель стал не нужен.
Зачем используется прикуриватель в автомобиле?
В наше время его гнездо всё чаще используется не по прямому назначению. Почти сорок лет назад, когда конструкторы АвтоВАЗа задумывали первые автомобили семейства Самара, к которым относится ВАЗ 2109, они и представить себе не могли, как еще будет применяться этот агрегат.
Видеорегистраторов тогда ещё не придумали, и вопрос о том, куда включить регистратор, не стоял в принципе. Точно также не было задачи подключить к бортовой сети аппаратуру спутниковой навигации — не было такой аппаратуры вообще. И даже заряжать сотовые телефоны не было нужды за отсутствием таковых в природе. Теперь это всё есть и питается от прикуривателя.
Такая нештатная эксплуатация приводит к увеличению нагрузки на его гнездо. Это может привести к его выходу из строя. Особенно опасен в этом смысле переносной электрический компрессор, который широко вошёл в современный обиход автолюбителей. В дальних и даже ближних поездках водители часто имеют с собой такой компрессор, который позволяет довольно долго ехать на пробитой бескамерной шине, периодически подкачивая её и оставляя вопрос о ремонте колеса до шиномонтажа. При таких подкачках следует соблюдать осторожность.
Помните, что прикуриватель рассчитан только на то, чтобы зажечь папиросу, но не на то, чтобы раз за разом накачивать полностью спущенное колесо. По крайней мере, для такой подкачки следует подсоединиться крокодилами к клеммам аккумуляторной батареи, а не к гнезду прикуривателя.
Замена плавкого предохранителя
Самая распространённая причина, по которой не работает прикуриватель ВАЗ 2109 — перегорание соответствующего предохранителя. Именно его следует первым делом проверить при отказе устройства. Блок предохранителей у «девятки» находится под капотом в моторном отсеке. Открыв капот, вы сразу увидите этот блок слева по ходу автомобиля возле ветрового стекла.
На крышке блока выштампована схема расположения предохранителей в блоке. Обычно предохранитель прикуривателя ВАЗ 2109 обозначается на схеме как F4. Он имеет предельное значение тока 20А. Предохранитель удобно вынимается из гнезда хранящимся в специальном гнезде блока монтажным пинцетом, но если пинцет утерян за годы эксплуатации вашей «девятки», можете просто поддеть предохранитель отвёрткой. Всегда имейте с собой в поездке набор запасных предохранителей разных номиналов, избегайте использования кустарных «жучков» — это опасно.
Выясните, имела ли место перегрузка цепи питания, нарушение штатного контакта при включении того или иного потребителя. Пощупайте провода, ведущие к устройству, согласно тому, как выстроена схема подключения прикуривателя: нет ли перегрева или, тем более, подплавления токоведущих проводов.
Заменив предохранитель, обязательно проанализируйте причину его перегорания.
Неисправности прикуривателя и его гнезда
Если ревизия плавкого предохранителя показала его надлежащее состояние, а устройство, тем не менее, не работает, надо прозвонить цепь, подающую напряжение. Возьмите портативный вольтметр и измерьте напряжение между чёрным и красным проводами, подходящими к его гнезду. Напряжение должно составлять примерно 12 В.
Если напряжения нет — проведите ревизию контактов, пошевелите контактные группы, зачистите провода от закислений. Убедитесь, что контакты не отошли от вибраций в процессе эксплуатации. Если же напряжение исправно подаётся на гнездо, но сам прикуриватель не работает, то у вас есть выбор одного из трёх вариантов.
Варианты | Возможные действия |
Примирение с неработающим устройством. | Использование его гнезда для подключения токопотребляющих агентов. |
Замена прикуривателя ВАЗ 2109 на новый. | Это самый оптимальный выход из ситуации. |
Попытка отремонтировать устройство. | Третий вариант является наименее рациональным. Схема прикуривателя такова, что чаще всего выходит из строя термоупругий элемент. Он, как правило, отдельно вообще не продаётся. |
Проще купить готовый прикуриватель, чем ремонтировать поломанный.
Эксплуатация прикуривателя
Главная опасность при эксплуатации устройства связана с его перегрузкой и с тем, как подключить прикуриватель. Множество потребителей, воткнутых в его гнездо, в том числе через разветвитель, могут при запаздывании срабатывания плавкого предохранителя привести к оплавлению проводов и даже к пожару в моторном отсеке или под торпедой автомобиля ВАЗ 2109.
Для того чтобы избежать таких неприятностей, не перегружайте гнездо многочисленными потребителями большой мощности. Помните, оно рассчитано всего лишь на несколько секунд нагрева поджигающего элемента и немедленное автоматическое отключение. Учитывайте это обстоятельство при эксплуатации автомобиля.
Не забывайте также о том, что предохранитель этого устройства обслуживает ещё несколько цепей:
- цепь патрона подключения переносной лампы;
- цепь реле включения обогрева заднего стекла;
- цепь самого нагревательного элемента заднего стекла.
Если хотите включить компрессор в гнездо прикуривателя, отключите обогрев заднего стекла.
Прикуривателем в автомобиле Ваз 2109 пользуются не только с целью закурить сигарету. Через гнездо прикуривателя можно подзаряжать мобильный телефон прямо в дороге, подключать видео регистратор, портативный DVD, mp3 плеер и прочие электронные устройства через специальный адаптер.
Адаптер в прикуриватель
А если прикуриватель перестал работать? То вся электронная мультимедийная жизнь автомобиля сразу замирает. Не снимает видео регистратор, не играет mp3 плеер, необходимо срочно разбираться в чем причина.
Причина №1: сгорел предохранитель в монтажном блоке. В зависимости от модели и года выпуска это может быть либо F4,либо F10. Смотрим на крышку монтажного блока и сразу узнаем какой у Вас предохранитель отвечает за прикуриватель.
Крышка монтажного блока
Если он сгорел,меняем и следим, чтобы сгорание предохранителя со временем не повторилось. Предохранитель снова сгорает, если где-то в проводке что-то подкорачивает. Очень часто бывает, что в разболтанное гнездо прикуривателя суют что есть силы, например подзарядное на мобильник и кратковременно закорачивают контакты прикуривателя. Естественно предохранитель сгорает. Помните, что на предохранитель подключен не только прикуриватель, но и другие узлы автомобиля, поэтому сгорание предохранителя может быть вызвано неисправностью в другом электрическом узле Ваз 2109.
Причина №2: плохой контакт(отсутствие контакта) в электрической цепи прикуривателя. Вынимаем прикуриватель, смотрим,проверяем хорошо ли сидят провода на клеммах прикуривателя.
Проверяем провода прикуривателя
Берем мультиметр, включаем зажигание и меряем напряжение между красным и черным проводом. Если 12 Вольт есть, значит проблема в самом гнезде прикуривателя.
Включаем зажигание и меряем напряжение
Если напряжения нету, значит электрическая цепь не собрана где-то раньше.
Помните, что прикуриватель рассчитан на определенную нагрузку, и в случае подключения к нему устройств, потребляющих ток больше 10 А, провода предохранителя оплавятся. При оплавлении они могут закоротить друг об друга и выбить предохранитель. А если слипнуться, то тогда необходима будет замена проводов на прикуриватель. Просто Ваз 2109, модель автомобиля достаточно старая и 30 лет назад конструкторы просто представить не могли что в гнездо прикуривателя будут включаться потребители тока большой мощности, например портативные компрессоры для накачки колес.
Прикуриватель автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 постоянно находится под напряжением.
Прикуриватель автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, схема подключения
Примечания и дополнеия
— Лампа освещения прикуривателя входит в систему освещения салона автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099. Она запитывается через выключатель освещения приборов, лампу освещения щитка приборов, лампу подсветки рычагов отопителя. Подробнее: «Схема подключения освещения салона (внутреннего освещения) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Еще статьи по схемам электрооборудования автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Почему не работает прикуриватель на ваз 2109
Если не работает прикуриватель ВАЗ 2109 — основная неприятность редко состоит в том, что в автомобиле нечем зажечь папиросу. Сейчас мало кто об этом помнит, но идея появления прикуривателя в кабине состояла в том, чтобы дать возможность водителю зажечь папиросу одной рукой, держась второй за баранку. На ходу зажигать спички двумя руками считалось просто опасным. Теперь курящих автолюбителей сильно поубавилось, а у тех, что остались, как правило, есть зажигалки. Прикуриватель стал не нужен.
Зачем используется прикуриватель в автомобиле?
В наше время его гнездо всё чаще используется не по прямому назначению. Почти сорок лет назад, когда конструкторы АвтоВАЗа задумывали первые автомобили семейства Самара, к которым относится ВАЗ 2109, они и представить себе не могли, как еще будет применяться этот агрегат.
Видеорегистраторов тогда ещё не придумали, и вопрос о том, куда включить регистратор, не стоял в принципе. Точно также не было задачи подключить к бортовой сети аппаратуру спутниковой навигации — не было такой аппаратуры вообще. И даже заряжать сотовые телефоны не было нужды за отсутствием таковых в природе. Теперь это всё есть и питается от прикуривателя.
Такая нештатная эксплуатация приводит к увеличению нагрузки на его гнездо. Это может привести к его выходу из строя. Особенно опасен в этом смысле переносной электрический компрессор, который широко вошёл в современный обиход автолюбителей. В дальних и даже ближних поездках водители часто имеют с собой такой компрессор, который позволяет довольно долго ехать на пробитой бескамерной шине, периодически подкачивая её и оставляя вопрос о ремонте колеса до шиномонтажа. При таких подкачках следует соблюдать осторожность.
Помните, что прикуриватель рассчитан только на то, чтобы зажечь папиросу, но не на то, чтобы раз за разом накачивать полностью спущенное колесо. По крайней мере, для такой подкачки следует подсоединиться крокодилами к клеммам аккумуляторной батареи, а не к гнезду прикуривателя.
Замена плавкого предохранителя
Самая распространённая причина, по которой не работает прикуриватель ВАЗ 2109 — перегорание соответствующего предохранителя. Именно его следует первым делом проверить при отказе устройства. Блок предохранителей у «девятки» находится под капотом в моторном отсеке. Открыв капот, вы сразу увидите этот блок слева по ходу автомобиля возле ветрового стекла.
На крышке блока выштампована схема расположения предохранителей в блоке. Обычно предохранитель прикуривателя ВАЗ 2109 обозначается на схеме как F4. Он имеет предельное значение тока 20А. Предохранитель удобно вынимается из гнезда хранящимся в специальном гнезде блока монтажным пинцетом, но если пинцет утерян за годы эксплуатации вашей «девятки», можете просто поддеть предохранитель отвёрткой. Всегда имейте с собой в поездке набор запасных предохранителей разных номиналов, избегайте использования кустарных «жучков» — это опасно.
Выясните, имела ли место перегрузка цепи питания, нарушение штатного контакта при включении того или иного потребителя. Пощупайте провода, ведущие к устройству, согласно тому, как выстроена схема подключения прикуривателя: нет ли перегрева или, тем более, подплавления токоведущих проводов.
Заменив предохранитель, обязательно проанализируйте причину его перегорания.
Неисправности прикуривателя и его гнезда
Если ревизия плавкого предохранителя показала его надлежащее состояние, а устройство, тем не менее, не работает, надо прозвонить цепь, подающую напряжение. Возьмите портативный вольтметр и измерьте напряжение между чёрным и красным проводами, подходящими к его гнезду. Напряжение должно составлять примерно 12 В.
Если напряжения нет — проведите ревизию контактов, пошевелите контактные группы, зачистите провода от закислений. Убедитесь, что контакты не отошли от вибраций в процессе эксплуатации. Если же напряжение исправно подаётся на гнездо, но сам прикуриватель не работает, то у вас есть выбор одного из трёх вариантов.
Варианты | Возможные действия |
Примирение с неработающим устройством. | Использование его гнезда для подключения токопотребляющих агентов. |
Замена прикуривателя ВАЗ 2109 на новый. | Это самый оптимальный выход из ситуации. |
Попытка отремонтировать устройство. | Третий вариант является наименее рациональным. Схема прикуривателя такова, что чаще всего выходит из строя термоупругий элемент. Он, как правило, отдельно вообще не продаётся. |
Проще купить готовый прикуриватель, чем ремонтировать поломанный.
Эксплуатация прикуривателя
Главная опасность при эксплуатации устройства связана с его перегрузкой и с тем, как подключить прикуриватель. Множество потребителей, воткнутых в его гнездо, в том числе через разветвитель, могут при запаздывании срабатывания плавкого предохранителя привести к оплавлению проводов и даже к пожару в моторном отсеке или под торпедой автомобиля ВАЗ 2109.
Для того чтобы избежать таких неприятностей, не перегружайте гнездо многочисленными потребителями большой мощности. Помните, оно рассчитано всего лишь на несколько секунд нагрева поджигающего элемента и немедленное автоматическое отключение. Учитывайте это обстоятельство при эксплуатации автомобиля.
Не забывайте также о том, что предохранитель этого устройства обслуживает ещё несколько цепей:
- цепь патрона подключения переносной лампы;
- цепь реле включения обогрева заднего стекла;
- цепь самого нагревательного элемента заднего стекла.
Если хотите включить компрессор в гнездо прикуривателя, отключите обогрев заднего стекла.
Гнездо прикуривателя давно барахлило — лопнуло кольцо пластика и гнездо имело относительно свободный ход. В первый раз при коротком замыкании отделался заменой предохранителя, на второй раз замкнуло уже лучше — с дымком. В итоге — не работает прикуриватель и магнитола, что делать?
Полез в блок предохранителей — пред целый. померил напряжение — на преде есть, на прикуривателе нет, значит сгорела дорожка в плате блока. Ну что делать — снял блок, принес домой.
Впаял в дорожку медный проводок (не особо заботясь об эстетичности пайки), прогрел дополнительно проблемные контакты, собрал все обратно, поставил — работает! =)
Прикуриватель автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 постоянно находится под напряжением.
Прикуриватель автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, схема подключения
Примечания и дополнеия
— Лампа освещения прикуривателя входит в систему освещения салона автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099. Она запитывается через выключатель освещения приборов, лампу освещения щитка приборов, лампу подсветки рычагов отопителя. Подробнее: «Схема подключения освещения салона (внутреннего освещения) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Еще статьи по схемам электрооборудования автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Электрооборудование ВАЗ-2108. Прикуриватель
Схема электрооборудования автомобилей ВАЗ–2108, ВАЗ-21083, ВАЗ–2109, ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099 исполнения «стандарт» (с панелью приборов -2108, с монтажным блоком типа 17.3722, годы выпуска 1988–1999 гг.)
Прикуриватель
1 – блок-фара;
2 – моторедуктор очистителя фары*;
3 – выключатель подкапотной лампы;
4 – звуковой сигнал;
5 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя;
6 – датчик включения электродвигателя вентилятора;
7 – генератор;
8 – электромагнитный клапан включения омыва фар*;
9 – электромагнитный клапан включения омыва заднего стекла* (на ВАЗ-21099 не устанавливается);
10 – электромагнитный клапан включения омыва ветрового стекла;
11 – электродвигатель омывателя стекол;
12 – датчик контрольной лампы давления масла;
13 – электромагнитный клапан карбюратора;
14 – концевой выключатель карбюратора;
15 – свечи зажигания;
16 – штепсельная розетка для переносной лампы;
17 – подкапотная лампа;
18 – датчик-распределитель зажигания;
19 – блок управления электромагнитным клапаном карбюратора;
20 – моторедуктор очистителя ветрового стекла;
21 – коммутатор;
22 – катушка зажигания;
23 – стартер;
24 – датчик верхней мертвой точки 1-го цилиндра**;
25 – колодка диагностики**;
26 – реле включения стартера;
27 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
28 – выключатель света заднего хода;
29 – аккумуляторная батарея;
30 – датчик уровня тормозной жидкости;
31 – монтажный блок;
32 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
33 – выключатель стоп-сигнала;
34 – лампа освещения вещевого ящика;
35 – электродвигатель вентилятора отопителя;
36 – дополнительный резистор электродвигателя отопителя;
37 – переключатель вентилятора отопителя;
38 – лампа подсветки рычагов отопителя;
39 – прикуриватель;
40 – выключатель обогрева заднего стекла;
41 – выключатель заднего противотуманного света;
42 – предохранитель цепи противотуманного света;
43 – выключатель аварийной сигнализации;
44 – выключатель наружного освещения;
45 – реле зажигания;
46 – выключатель зажигания;
47 – подрулевой переключатель;
48 – выключатель освещения приборов;
49 – боковой указатель поворота;
50 – выключатель плафона на стойке передней двери;
51 – выключатель плафона на стойке задней двери (на ВАЗ-2108 и ВАЗ-21083 – не устанавливались);
52 – плафон;
53 – колодки для подключения к плафону индивидуального освещения салона;
54 – выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора;
55 – контрольная лампа указателей поворота;
56 – контрольная лампа наружного освещения;
57 – контрольная лампа заднего противотуманного света;
58 – резервная контрольная лампа;
59 – контрольная лампа дальнего света фар;
60 – контрольная лампа обогрева заднего стекла;
61 – спидометр;
62 – комбинация приборов;
63 – лампы освещения комбинации приборов;
64 – указатель температуры охлаждающей жидкости;
65 – вольтметр;
66 – указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва;
67 – эконометр;
68 – лампа табло «STOP»;
69 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи;
70 – контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора;
71 – контрольная лампа аварийной сигнализации;
72 – контрольная лампа уровня тормозной жидкости;
73 – контрольная лампа стояночного тормоза;
74 – контрольная лампа давления масла;
75 – задний фонарь;
76 – датчик указателя уровня и резерва топлива;
77 – колодки для подключения к элементу обогрева заднего стекла;
78 – фонари освещения номерного знака;
79 – моторедуктор очистителя заднего стекла* (на ВАЗ-21099 не устанавливались)
Порядок условной нумерации штекеров в колодках:
а – монтажного блока, комбинации приборов, выключателя зажигания и очистителя ветрового стекла (у колодок с другим числом штекеров – порядок нумерации аналогичный);
б – датчика-распределителя зажигания;
в – коммутатора и блока управления электромагнитным клапаном карбюратора;
г – блок-фар, очистителей фар и заднего стекла;
ж – плафона освещения салона;
е – датчика уровня топлива;
д – задних фонарей (нумерация выводов по порядку сверху вниз)
* Устанавливались на части выпускаемых автомобилей.
** С 1995 г. не устанавливаются.