Регулятор холостого хода ваз 2114
labavto.com
Для регулировки холостого хода на ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 установлен датчик холостого хода (РХХ). Как и любое устройство РХХ подвержен износу, а значит, со временем может прийти в негодность. Это отрицательно скажется на эксплуатации автомобиля с инжектором. В статье рассматривается принцип его действия, признаки неисправности, дается подробная инструкция по замене. К статье прилагаются фото и видео материалы.
Описание РХХ
Датчик холостого хода относится к измерительным приборам, которые используются для измерения и преобразования данных. Его правильнее назвать регулятором.
Внешний вид ДХХ
Принцип работы
Задача данного устройства — регулировка объема воздуха, который поступает в топливную систему, когда закрыта дроссельная заслонка. Таким образом, происходит автоматическая регулировка количества оборотов силового агрегата на холостом ходу. Регулятор ХХ используется в зимнее время, чтобы прогреть двигатель до какой нужно температуры.
Когда включается зажигание, шток РХХ выдвигается на всю длину и упирается в калибровочное отверстие дроссельного патрубка. Затем датчик считает шаги, и клапан перемещается в прежнее положение. На разогретом двигателе устройство ХХ во время регулировки расположен на отметке 30-40 шагов.
При изменении количества шагов, меняется объем воздуха, который проходит через калибровочное отверстие. Таким образом, в топливную систему поступает необходимый объем воздуха, который обеспечивает нормальную работу мотора на холостом ходу. При вытянутом штоке количество шагов увеличивается. Ход штока равен 250 шагам.
Место расположения
Для того, чтобы проверить или заменить регулятор ХХ, необходимо знать, где он находится. На автомобилях ВАЗ 2114 и 2115 с инжектором он расположен на корпусе дроссельного узла. Прикреплен датчик с помощью нарезных винтов крепления.
Место расположения ДХХ
Основные неисправности
РХХ не оснащен системой для проведения самодиагностики, поэтому бортовой компьютер не может его проверить и послать код ошибки на приборную панель.
Но существует ряд признаков, по которым можно сделать вывод о неисправности устройства:
- неконтролируемое изменение числа оборотов двигателя (произвольное увеличение или уменьшение);
- двигатель неожиданно глохнет при работе на холостом ходу;
- невозможно повысить количество оборотов, когда заводиться холодный мотор;
- при использовании таких устройств как фары, печка и др., одновременно падает количество оборотов силового агрегата на холостом ходу;
- двигатель глохнет при переключении передач;
- бывает от выработки конуса завышений ХХ.
Эти признаки могут быть и при неисправности других датчиков, но их может проверить компьютер и выдать соответствующий код ошибки на панель приборов.
Новый РХХ для замены
Способы очистки
Если выяснилось, что неполадки в системе из-за неисправности РХХ, не стоит спешить покупать новое устройство. Лучше сначала почистить и проверить старый датчик.
Для этого нужно приобрести средство для чистки карбюратора. Чтобы почистить устройство ХХ, нужно его снять. Сначала необходимо отключить колодку проводов, а затем окрутить крепежные винты и вынуть устройство.
Извлечение ДХХ из дроссельного узла
Регулятор следует тщательно очистить от загрязнений и сора. Особенного внимания требует конусная игла и пружина. Кроме того, нужно почистить место нахождения РХХ на дроссельном узле. После чистки прибор нужно его проверить на исправность и вернуть на штатное место.
Инструкция по замене и установке
Если возникла необходимость в замене регулятора на ВАЗ 2114, то нужно выполнить следующие действия:
- Сначала следует отключить электропитание автомобиля путем снятия отрицательной клеммы с АКБ.
- Далее следует отключить от датчика колодку проводов.
Процесс отсоединения жгута проводов
Если снять регулятор не удается, следует демонтировать дроссельный узел, а затем выкрутить удобным способом винты и заменить датчик.
Таким образом, можно самостоятельно почистить или заменить регулятор ХХ, если из-за его неисправности нарушилась работа двигателя ВАЗ 2114. Аналогичные меры следует применять и в случае с ВАЗ 2115. Самостоятельная замена регулятора дает возможность сэкономить на автосервисе.
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Видео «Замена РХХ»
В этом видео Василий Калугин демонстрирует, как снять и заменить датчик холостого хода на ВАЗ 2115.
Рекомендуем к прочтению
Комментарии и отзывы
Вышел из строя РХХ, после замены на новый картина не поменялась, ещё хуже стало. Обороты, при нагретом двигателе прыгают от 1600 до 700, часто, при трогании машина глохнет.
Скорей всего, засорился или поврежден разъем на проводе подключения к датчику.
Регулятор холостого хода ВАЗ 2114 – все его особенности
РХХ – регулятор холостого хода ВАЗ 2114, который также нередко называют датчиком, выполняет функции по регулированию в автоматическом режиме и стабилизации холостого хода.
Общая информация о регуляторе
Описываемый датчик холостого хода представляет собой один из ключевых компонентов двигателя автомобиля, который обеспечивает вместе с другими устройствами бесперебойное и слаженное функционирование всего «организма» транспортного средства.
Располагается РХХ на дроссельном узле, а точнее – на его корпусе.
Найти интересующий нас элемент несложно, он находится около датчика, который управляет дроссельной заслонкой. Как правило, регулятор соединен с дроссельным механизмом небольшими винтами. В редких случаях встречается и вариант крепления датчика при помощи лака.
Регулятор холостого хода ВАЗ 2114 – принцип работы
Находящийся на РХХ шток при включении водителем зажигания автомобиля выдвигается на всю свою длину, а затем упирается в калибровочное специальное отверстие, которое располагается в дроссельном патрубке. После того, как регулятор отметит определенное число шагов, он возвращает в начальное положение клапан.
Если двигатель машины прогрет, датчик на начало регулировки расположен на отметке примерно в 40 шагов. Объем воздуха при снижении либо повышении количества шагов постоянно меняется:
- они уменьшаются, если шток втягивается;
- они увеличиваются, когда шток вытягивается.
Показатель хода штока на ВАЗ 2114 равняется 250 шагам.
Заданный объем воздуха поступает в ДВС, что дает возможность качественно контролировать ХХ. Воздух, попадая в двигатель, изучается ДМРВ (датчиком расхода). А затем на основании этого анализа контроллер ДМРВ направляет через топливные форсунки требуемый объем топлива. Другой датчик, задача которого заключается в регулировке положения коленвала, отслеживает обороты мотора и контролирует функционирование РХХ.
Если двигатель холодный, за счет описываемого нами регулятора ХХ контроллер датчика коленвала имеет возможность увеличить обороты мотора. Благодаря этому режиму, транспортное средство без предварительного прогрева может начинать движение.
Симптомы неисправности РХХ
Бортовой компьютер автомобиля не может просигнализировать водителю о том, что регулятор холостого хода ВАЗ 2114 вышел из строя, так как он не снабжен устройством самостоятельной диагностики. Поэтому опытные автомобилисты обращают внимание на поведение своей машины, которое подсказывает им о неприятностях с РХХ.
Признаками неисправности регулятора являются следующие симптомы:
- обороты ХХ «плавают»;
- на холостом ходу и при снятии на коробке передачи двигатель может заглохнуть;
- нет высоких оборотов при запуске мотора в холодном состоянии.
При наличии озвученных явлений необходимо осуществить анализ РХХ по схеме, приведенной далее.
Проверка работоспособности датчика
Чтобы проанализировать РХХ, его нужно отсоединить от колодки проводов, после чего убедиться в наличии на устройстве напряжения.
Операция выполняется стандартным вольтметром. Схема ее проведения такова:
- зажигание отключается;
- замеряется напряжение.
В тех случаях, когда напряжения нет, следует полностью проверить всю электроцепь и ЭБУ. Если напряжение находится в районе 12 В, виноват не датчик. Вероятнее всего АКБ потеряла заряд. После этого следует включить зажигание и подсоединить к регулятору колодку с питанием.
РХХ находится в неисправном состоянии, если при этом не происходит выдвижения его иглы. Убедившись в поломке регулятора, можно приступать к его замене.
РХХ ВАЗ 2114: распорядитель воздушного хозяйства
В статье будет рассмотрен такой узел, как РХХ ВАЗ 2114. Любая неисправность личного автомобиля портит настроение и приводит в уныние. Особенно, если её обнаруживаешь, неожиданно заглохнув на светофоре. Злобные и нетерпеливые гудки, находящихся позади машин, усугубляют ситуацию.
Поневоле начинаешь перебирать в памяти весь объём накопленной информации обо всех автомобильных проблемах за многолетнюю (иногда и не очень) водительскую историю. Мотор заглох при переходе на нейтральную позицию рычага переключения скоростей. Это явный признак неисправности небольшого прибора узла дроссельной заслонки – регулятора холостого хода (РХХ).
Конечно, виновниками могут быть как датчик положения дроссельной заслонки, так и обычный вакуумник, но в этой статье речь не о них. Здесь – исключительно о РХХ ВАЗ 2114 и его роли в поддержании устойчивой работы двигателя.
Важная роль небольшого прибора серьёзного агрегата
Участвуя в общем алгоритме работы электронной системы автомобиля, РХХ предназначен автоматически подавать определённое количество воздуха при закрытой дроссельной заслонке (ДЗ). Таким образом, он поддерживает установленные обороты холостого хода (ОХХ) мотора, не давая ему заглохнуть при отпущенной педали газа и нейтральном положении рычага переключения коробки передач (РПКП). Принцип работы УДС следующий:
- количество поступающего через ДЗ воздуха контролируется датчиком массового (общего) его расхода – ДМРВ;
- получая от него информацию, контроллер (электронный узел управления) регулирует подачу необходимого количества горючего в топливные инжекторы (Fuel Injection) автомобиля;
- он же, используя данные датчика (ДПКВ) положения коленвала, управляет РХХ в соответствии с требуемыми оборотами;
- автоматически устанавливает обороты при прогреве мотора.
Благополучно выбравшись с перекрёстка, необходимо убедиться в работоспособности этого регулятора. Поскольку у него отсутствует система самодиагностики, то компьютер ВАЗ 2114 ошибки может и не выдать. Проверять придётся методом общего анализа работы двигателя.
Диагностика работоспособности прибора
Симптомы неисправности прибора напоминают признаки выхода из строя датчика положения (ДПДЗ) дроссельной заслонки. Только в последнем случае бортовой компьютер будет выдавать соответствующую ошибку «- check engine». Виновность этого оборудования будет очевидной, если были диагностированы следующие проблемы:
- отсутствие стабильных оборотов (ОХХ) холостого хода;
- машина глохнет в этом режиме;
- при нейтральном положении РПКП обороты приходится поддерживать педалью газа;
- нет увеличенных оборотов при холодном запуске двигателя;
- сильно падают обороты при включённых потребителях;
Принимать решение о замене регулятора следует после его тщательной ревизии. Во всяком случае стоимость механизма не будет играть существенного значения.
Для начала проверки:
- следует выключить двигатель ВАЗ 2114 и поднять капот;
- найти сам прибор, который находится на корпусе узла дросселя рядом с ДПДЗ. Крепится он к нему 2-мя винтами на 13 мм. Иногда сажается на клей. Ориентироваться можно по тросику ДЗ, идущему от педали газа;
- в первую очередь проверке подлежит цепь самого РХХ;
- отсоединив электроколодку, необходимо убедиться в наличии на ней напряжения;
- при включённом зажигании, на выводах A и D тестер должен показать 12 в;
- в противном случае ищем дефекты, которые находятся в этой цепи;
- при удачном результате предыдущей проверки, необходимо убедиться в работоспособности самого прибора;
- зажигание должно быть выключено;
- тестером следует определить сопротивление между выводами A и В, C и D. Результат должен быть близок или ровняться 53 Ом;
- другие сочетания должны быть бесконечными;
- при отклонениях в показаниях — механизм необходимо заменить;
- убедиться в его неисправности можно и визуально-контактным образом;
- снять РХХ, отвинтив 2-а винта и подсоединив его к колодке проводов;
- включить зажигание;
- ощутить движение убирающейся иглы;
При острой необходимости, вызванной какой-либо ситуацией, можно попытаться осуществить его ремонт или просто очистку. Замена на новый – как исключение.
Очистка, ремонт или установка нового
Для выполнения любого из этих мероприятий придётся частично разобрать УДЗ.
Перед началом работ необходимо подготовить расходные материалы и инструмент:
- жидкость для очистки карбюраторов;
- смазку WD-40;
- ветошь и ватные палочки;
- шлицевую отвёртку;
- торцовый ключ на 13 мм с трещоткой;
- демонтировать кожух мотора ВАЗ 2114;
- удалить или распустить крепёж дополнительных коммутаций, которые находятся на УДЗ;
- патрубок воздушного фильтра;
- тросик дроссельной заслонки;
- очистить и смазать WD-40 поверхности и крепёж УДЗ;
- снять его со штатного места;
- разъединить клемник и РХХ;
- демонтировать регулятор и тщательно очистить рабочие поверхности;
- убедиться в его работопригодности;
- при критической неисправности – заменить на новый, аналогичный вышедшему из строя;
- осуществить ремонт или промыть механизм;
- при разборке РХХ необходимо следить за целостностью электропроводных коммутаций;
- при обнаружении обрывов – запаять, пролачить, смазать и, проверив на исправность, собрать в обратном порядке;
- выполнить сборку УДЗ в обратном порядке, смазав комплектную прокладку машинным маслом.
На ВАЗ 2114, как и на любом другом автомобиле, нет малозначимых или ненужных деталей и узлов. Проводя ремонт или обслуживание одних из них, не следует упускать возможность проверить исправность, функционально связанных с ними, других механизмов и приборов.
Зачем датчик холостого хода на ВАЗ 2114?
Датчик холостого хода ВАЗ-2114 (регулятор) отвечает за правильную работу непрогретого двигателя. Если это небольшое устройство неисправно, двигатель начинает глохнуть в режиме холостого хода. Как определить рабочее состояние датчика, и на что его заменить при необходимости?
Особенности устройства
Режим холостого хода включается, если рычаг смены передач находится в положении нейтрально, а на педаль газа в этот момент не нажимают, но при этом двигатель включен, а дроссельная заслонка закрыта. Поддерживает рабочее состояние движка в этот момент регулятор холостого хода ВАЗ (далее РХХ). Он помогает двигателю набрать необходимую мощность даже без предварительного прогревания узла. Конструкция устройства довольно проста:
- Регулятор.
- Электрически шаговый двигатель.
- Конусообразная игла.
Работает все примерно так: при повороте ключа зажигания РРХ ВАЗ начинает продвигать иглу, открывая или закрывая отверстие дроссельного патрубка. Это позволяет обогащать или же, наоборот, объединять воздушно-топливную смесь в камере сгорания. Иными словами, пока дроссельная заслонка закрыта, включается режим холостого хода, и двигатель стабильно поднимает обороты без активной нагрузки.
Размещен РХХ внутри узла дроссельной заслонки в специальном посадочном месте. Извлечь его довольно просто, открутив всего несколько креплений с помощью крестовой отвертки. Первая причиной проверки регулятора могут стать перебои в работе машины на холостом ходу.
Как проверить работоспособность устройства?
Можно самостоятельно проверить рабочее состояние РХХ, для этого есть несколько способов. Они следующие:
-
С помощью измерительных приборов. Вооружаемся мультиметром или тестером. Извлекаем регулятор из посадочного места, подключаем аккумулятор. К РХХ подсоединяем колодку с проводами, а затем поворачиваем ключ зажигания. Измеряем напряжение на выводах, оно должно быть не менее чем 12 В. Идеальным значением считается 13,5 В. Если напряжение меньше — проверьте аккумулятор, если вовсе отсутствует — это обрыв цепи. Проверьте целостность контактов, возможно, проблема в них.
Перед заменой стоит попробовать промыть устройство, поскольку загрязнение может мешать механизму корректно работать. Смочите ватную палочку в жидкости для очистки карбюратора, а затем промойте контакты. Очистителем смажьте и иглу, а также поверхность устройства.
Поскольку РХХ ВАЗ практически не подлежат ремонту, возникает вопрос, какой лучше регулятор поставить вместо старого? Идеальным вариантом является аналогичная модель, но для замены также можно использовать Омегу серии 2112-114830 или КЗТА серии 2212-1148300-04. Оригинал подойдет лучше, но если его нет, без проблем можно установить один из двух приведенных вариантов.
Процесс демонтажа
Замена датчика холостого хода проводится без использования специальных инструментов. Перед началом работ стоит взять накидной ключ на 13, отвертку крестовую и несколько тряпок.
Чтобы прочистить узел дроссельной заслонки не забудьте взять WD-40 и немножко очистителя для карбюратора.
Далее выполняем схематично действия:
Установка нового регулятора
Монтаж датчика холостого хода ВАЗ-2114 имеет некоторые особенности, которые стоило бы упомянуть.
- Перед монтажом все пространство вокруг дроссельного узла необходимо отмыть.
- В комплекте с регулятором может быть резиновая прокладка, ее нужно смазать машинным маслом перед установкой.
- Новое устройство размещается на месте старого регулятора. Закручиваются винты крепления, но не до упора.
- Дальнейшая установка производится в обратном порядке разборки узла.
- После окончания монтажных работ необходимо настроить датчик. Для этого включаем мотор на 10 секунд и больше ничего не нажимаем. Если датчик установлен правильно, двигатель не заглохнет в таком режиме работы.
Замена регулятора холостого хода окончена.
Если вы заметили, что в режиме холостого хода двигатель троит, или он просто глохнет — стоит проверить регулятор холостого хода.
Эта незначительная деталь в конструкции автомобиля ломается довольно часто из-за небольшого срока эксплуатации. Но не спешите избавляться от старой детали, возможно, ее просто необходимо почистить или подпаять. Осмотрите устройство после извлечения. Если видны места разрыва контактов, их легко подпаять. В конечном итоге замена может и не понадобится.